Рубрики

Дополнительное образование Варнавинского района   Организация отдыха и оздоровления детей в Варнавинском районе

Архивы за месяц: Ноябрь 2013

Рособрнадзор начинает публикацию открытого банка заданий ЕГЭ и ГИА-9

31 октября на сайте Федерального института педагогических измерений www.fipi.ru начнется публикация открытого банка заданий ЕГЭ и ГИА-9. В нем представлены все типы экзаменационных заданий по всем предметам ЕГЭ и ГИА-9. Для удобства работы задания в открытом банке собраны по тематическим разделам.

Наполнение открытого банка будет происходить поэтапно. До конца марта 2014 года будет опубликовано более 45000 заданий ЕГЭ, включая версии предстоящих экзаменов. Свыше 50000 заданий ГИА-9 планируется опубликовать до конца января 2014 года.

При проведении государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в 2014 году экзаменационные варианты предполагается полностью собирать из заданий открытого банка. Планируется, что каждый регион будет самостоятельно формировать варианты ГИА-9. Рособрнадзор считает, что такая технология в целом повышает ответственность субъектов Российской Федерации за полное соблюдение экзаменационных технологий и процедур, в том числе – за вероятность попадания в Интернет КИМ ГИА-9.

Рособрнадзор обращает внимание  выпускников 11 и 9 классов – будущих участников ЕГЭ и ГИА-9, их родителей, учителей, что появившиеся в Интернете предложения купить доступ к «настоящим заданиям» ЕГЭ или ГИА-9 до экзаменов – не более чем ежегодная рекламная акция недобросовестных сайтов-мошенников, которые пытаются воспользоваться слабой информированностью и невнимательностью некоторых Интернет-пользователей.

Материалы открытого банка заданий ЕГЭ и ГИА -9 будут находиться в свободном бесплатном доступе.

Рособрнадзор открывает «горячую линию» по вопросам ЕГЭ 2014

В связи с подготовкой к проведению ЕГЭ 2014 года Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки с 11 ноября открывает специальную «горячую линию».

Пользователи могут задать вопросы по процедурам экзамена, правилам его проведения,

Вопросы можно задать по телефону +7(495) 984-8919 с понедельника по пятницу с 10:00 до 18:00 мск.

По телефону «горячей линии» участники ЕГЭ, их родители, а также преподаватели, организаторы могут обращаться к специалистам Рособрнадзора с вопросами, касающимися разных аспектов ЕГЭ: процедуры экзамена, оформления заданий, организационных требований и др. Кроме того, пользователи  могут сообщить и о нарушениях на ЕГЭ.

Также вопросы можно задать на форуме официального информационного портала единого государственного экзамена www.ege.edu.ru, где открыта специальная тема «Горячая линия» по процедурам, правилам проведения и нарушениям на ЕГЭ».

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки напоминает, что «горячие линии» по вопросам ЕГЭ уже работают или будут открыты перед началом проведения экзаменов в каждом российском регионе. Также в субъекте РФ должны быть специальные сайты или разделы на официальном сайте регионального органа управления образованием, посвященные ЕГЭ.

Рособрнадзор будет проводить регулярный мониторинг выполнения субъектами Российской Федерации порядка информирования участников ЕГЭ.

Об изменениях в КИМ ЕГЭ 2014 года

скачать ….

КИМ ЕГЭ разрабатываются в «Федеральном институте педагогических измерений» (ФИПИ). Структура и содержание заданий ЕГЭ регламентируются кодификаторами элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения ЕГЭ; спецификациями контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ; демонстрационными вариантами КИМ ЕГЭ. При этом задания ЕГЭ ежегодно совершенствуются. Необходимые  корректировки структуры и содержания экзаменационной работы вносятся постепенно после широкого общественного обсуждения и апробационных исследований.

Ниже приводится перечень планируемых  изменений, касающихся структуры, содержания, системы оценивания экзаменационных работ ЕГЭ 2014 г. по каждому общеобразовательному предмету.

По биологии, географии, информатике и ИКТ, истории, литературе, физике, иностранным языкам изменения не планируются.

Незначительные изменения:

По русскому языку:

  • Усовершенствована форма записи ответов на задания с кратким ответом (В).
  • Уточнены критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом (критерий К2).

По математике:

  • Добавлено задание базового уровня сложности с кратким ответом, проверяющее практические навыки применения математики в повседневной жизни.
  • Изменен порядок заданий в экзаменационной работе (задание по теории вероятностей перенесено на позицию 6, задания по геометрии перенесены на позиции 5, 8, 10, 13).
  • Без изменения сложности расширена тематика заданий С1, С3, С5, С6.
  • Без изменений сложности расширена тематика задания С4 – в этом задании может присутствовать пункт на доказательство геометрического факта.

По обществознанию:

  • Усовершенствованы формулировка, критерии оценивания и изменен максимальный балл за выполнение задания С5 (с 2 баллов до 3 баллов за полное правильное выполнение). Соответственно изменен максимальный балл за полное правильное выполнение всей работы (с 59 до 60).

По химии:

  • Проведено перераспределение заданий по частям работы: все расчетные задачи, выполнение которых оценивается в 1 балл, помещены в часть 1 работы (А26-А28).
  • Проверка элемента содержания «Реакции окислительно-восстановительные» будет осуществляться заданиями повышенного и высокого уровней сложности (В2 и С1); элемента содержания «Гидролиз солей» — только заданиями повышенного уровня (В4).
  • В часть 2 работы включено новое задание (на позиции В6), которое ориентировано на проверку элементов содержания: «качественные реакции на неорганические вещества и ионы», «качественные реакции органических соединений».
  • Общее количество заданий в каждом варианте КИМ составило 42 (вместо 43 в работе 2013г.).

Соответствующая справка размещена на сайте ФИПИ и на портале ЕГЭ

Ознакомиться с документами, регламентирующими структуру и содержание заданий ЕГЭ 2014 года, и с демонстрационными вариантами можно здесь

СПРАВКА

В работах по созданию КИМ принимают участие высококвалифицированные специалисты каждой предметной области, среди которых учителя школ, методисты и научные работники, преподаватели ВУЗов. Разработка измерителей для ЕГЭ производится в четком соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов общего образования, уровень освоения которых проверяются КИМ.

В этом году Федеральный институт педагогических измерений открывает новую возможность подготовки к ЕГЭ: на сайте ФИПИ предоставлен доступ к новому ресурсу — Открытому банку заданий по всем предметам ЕГЭ, в котором уже опубликовано  порядка 3,5 тыс. заданий разного уровня сложности.

Открытый банк заданий будет постоянно пополняться, в том числе в нём уже имеются и будут опубликованы  задания, включенные в контрольные измерительные материалы ЕГЭ 2014 г.

Новый порядок приема детей в школу

 Скачать….

В соответствии с частью 2 статьи 43 Конституции Российской федерации и пунктом 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 10.07.1992г. №3266-1 «Об образовании»  государство гарантирует гражданам общедоступность общего образования. Граждане вправе выбирать любое образовательное учреждение, реализующее образовательные программы общего образования, независимо, в том числе, от места жительства. Вместе с тем, при получении общего образования должна быть обеспечена территориальная доступность образовательного учреждения для всех граждан, которые проживают на близлежащей территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.

 

Территориальная доступность муниципальных общеобразовательных учреждений  для граждан, проживающих на закрепленной территории,   нашла свое отражение во вступившем 6 мая 2012г. в законную силу Приказе Министерства образования и науки от 15.02.2012г. №107 «Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения».

 

В соответствии с новым Порядком прием детей в школу  будет осуществляться по территориальному принципу, суть которого состоит в том, что за каждым муниципальным общеобразовательным учреждением (школой) органами местного самоуправления  закрепляется  определенная территория, так называемые  «микроучастки». Прием детей в школу на ступени начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования   осуществляется по месту регистрации ребенка. При этом, для детей, не достигших 14 лет, или находящихся под опекой, местом жительства признается место жительства их законных представителей- родителей, усыновителей или опекунов (п.2. ст.20 Гражданского кодекса РФ). При раздельном проживании родителей место жительства закрепленных лиц  устанавливается соглашением родителей, при отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом (п.3 ст.65 Семейного кодекса РФ).

 

Новый Порядок четко разъясняет: прием заявлений  в первый класс школы для закрепленных детей  начинается не позднее 10 марта и завершается не позднее 31 июля текущего года.

 

Для детей, не зарегистрированных  на закрепленной территории, прием заявлений в первый  класс начинается с 1 августа текущего года до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года.

 

При этом, школа, закончившая прием в первый  класс всех детей, зарегистрированных на закрепленной территории, вправе осуществлять прием детей, не зарегистрированных на закрепленной территории, ранее 1 августа.

 

При приеме на свободные места детей, не зарегистрированных на закрепленной территории, преимущественным правом обладают граждане, имеющие право на первоочередное представление места в школе в соответствии с действующим законодательством РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ (дети-льготники:  дети сотрудников полиции, дети военнослужащих по месту жительства их семей, дети граждан, уволенных с военной службы, дети из многодетных семей).

 

Прием закрепленных лиц в школы всех видов осуществляется без вступительных испытаний (процедур отбора).

 

Прием детей в школу осуществляется по личному заявлению родителей (законных представителей) ребенка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя). В заявлении  родителями (законными представителями) указываются следующие сведения:

 

ФИО ребенка;

 

дата и место рождения ребенка;

 

ФИО родителей (законных представителей).

 

Родители (законные представители) закрепленных лиц, зарегистрированных по месту  жительства или по месту пребывания, дополнительно предъявляют оригинал свидетельства о рождении ребенка  либо заверенную в установленном порядке копию  документа, подтверждающего родство заявителя, а также оригинал свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства или свидетельства о регистрации ребенка по месту пребывания на закрепленной территории. Копии предъявленных при приеме документов хранятся в школе на время обучения ребенка.

 

Родители (законные представители) детей имеют право по своему усмотрению представлять другие документы, в том числе медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка.

 

Представляется, что в интересах детей с ограниченными возможностями здоровья родителям целесообразно доводить до должностных лиц образовательных учреждений соответствующие документальные сведения  о детях.

 

При приеме в первый  класс в течение учебного года или во второй  и последующий классы родители (законные представители) обучающегося дополнительно представляют личное дело обучающегося, выданное учреждением, в котором он обучался ранее.

 

При приеме в учреждение на ступень среднего (полного) общего образования  родители (законные представители) обучающегося дополнительно представляют выданный ему документ государственного образца об основном общем образовании.

 

Требование предоставления других документов в качестве основания для приема в школу не допускается.

 

Свидетельство о регистрации по месту жительства является только подтверждением факта проживания ребенка вблизи школы, право ребенка на образование при этом не может быть ограничено по причине отсутствия свидетельства о регистрации.

 

Поэтому, если родители (законные представители) выбрали для своего ребенка школу в другом «микрорайоне» их право на образование будет «несколько отстрочено»: они могут подать документы в любую школу независимо от регистрации после 1-го августа.  Дети без регистрации также будут приниматься в школу после 1-го августа.

 

В настоящее время в порядке исполнения Федерального закона №210-ФЗ «О предоставлении государственных и муниципальных услуг» началась апробация системы электронного заявления о приеме в школу  с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования.

 

Необходимо обратить внимание на то, что общеобразовательное учреждение обязано принять и зарегистрировать все поступающие заявления о приеме детей, независимо от места регистрации (и/или пребывания).

 

Ежегодно в период  с марта по апрель  в школах района проводятся собрания родителей (законных представителей) будущих первоклассников, на которых родители могут получить всю необходимую информацию по правилам приема детей в школу, перечне необходимых документов и иным организационным моментам.  Информацию о  порядке приема детей в школу можно получить также на сайтах школ (адреса сайтов всех школ Варнавинского района представлены на официальном сайте управления образования www.metodika.su), а также на информационных стендах в образовательных учреждениях.

 

Для удобства родителей (законных представителей) школы вправе устанавливать графики приема документов в зависимости от адреса регистрации.

 

Зачисление ребенка в школу оформляется приказом директора в течение 7 дней после приема документов.

 

Иностранные граждане, лица без гражданства пользуются правом на получение образования наравне с гражданами РФ.

 

Закрепленным  лицам отказывается в приеме  в школу только по причине отсутствия в ней свободных мест.  Исходя из положений законодательства РФ в области образования, санитарных правил  и нормативов под отсутствием свободного места следует понимать ситуацию, при которой очередной поступающий на обучение ребенок либо становится «двадцать шестым» (норматив в городе -25 учеников  в классе), либо с его зачислением будет нарушен лицензионный норматив наполняемости школы в целом.  В случае отказа в  предоставлении места в школе родители (законные представители) для решения вопроса об устройстве ребенка  в другое образовательное учреждение следует обратиться в Управление образования администрации Варнавинского района.

 

Таким образом, новый Порядок приема детей в школу устанавливает механизм реализации преимущественного права граждан на обучение по месту жительства.

 

Педагогические технологии как средство духовно-нравственного развития личности младшего школьника в курсе ОРКСЭ

Скачать на компьютер….

Половину населения в обществе составляют дети. И первый, и самый главный вопрос каждого учителя это вопрос – как научить?  А вопрос:  Как воспитать? – задают себе гораздо реже и далеко не все. Но именно он нас  с вами должен волновать, как педагогов, преподающих  новый учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».

Нам необходимо задаваться вопросом, каким образом организовать преподавание данного учебного курса, ведь он призван сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащихся, но и что самое важное в воспитательном процессе сформировать достойного гражданина РФ, соблюдающего конституцию и законы страны, уважающего права и свободы других граждан, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу.

Преподавание данного курса позволяет подготовить региональную систему образования к переходу на ФГОС, так как одним из основополагающих аспектов новых стандартов является концепция духовно-нравственного воспитания. По итогам выбора модулей учебного курса родителями на данный момент в школах района ведётся преподавание 2 модулей: основы православной культуры и основы светской этики.

В первую очередь  нужно правильно разработать календарно-тематическое планирование курса, которое включило бы в себя не только тематику учебных занятий, но и такие компоненты как виды и формы работы с учащимися, домашние предложения, оборудование каждого учебного занятия. При подготовке к учебным занятиям по ОРКСЭ важно понять, что данный курс должен вызывать не только интерес у учащихся, но отклик их душевных размышлений и переживаний. Поэтому использование традиционной системы преподавания, присущей обычным урокам на данных занятиях непригодно.

Опираясь на технологию А. Гина, можно сконструировать конструктор учебного занятия именного для преподавания данного курса, куда включить современные методы, формы, приёмы деятельности учителя и учащихся, направленные на активное включение ребят в постижение данного курса. Помимо этого широко использовать технологию социальных ролей. Ребята на занятиях выступают в роли чёрного и белого оппонентов, конструктивных критиков, докладчиков, измерителей. Широко привлечь лучшие образцы литературы и искусства.

Учебные занятия необходимо строить с опорой на современные образовательные технологии: технологию критического мышления, технологию конструирование познавательного конфликта, проблемное и интерактивное обучение, организация дискуссионного обучения. К каждому учебному занятию можно подготовить мультимедийные презентации, куда включить большое количество дополнительной информации. Особый интерес у ребят вызывают такие разделы как: хрестоматия, тренажёр, тестовые задания, интерактивные модели. Многие ребята не только на занятиях работают с диском, но и самостоятельно дома.

В основу целеполагания педагогической деятельности и деятельности учащихся  можно положить:
• Развитие интеллектуальных умений учащихся;
• Привитие нравственных качеств личности.

Деятельность на занятиях по курсу ОРКСЭ я советую осуществлять в трёх направлениях:
1.Развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способов в процессе изучения основных тем курса, самостоятельное приобретение знаний в соответствии с жизненными интересами и потребностями ребёнка.
2. Приобретение учащимися компетентности в использовании полученных знаний в повседневной жизни, способностей к рефлексии собственной деятельности.
3. Воспитание ценностного отношения к истории, культуре своего народа и народов мира, толерантности.

В решении первого направления можно использовать различные формы и методы учебной деятельности. Важно вызвать у учащихся интерес к данному курсу, мотивировать их на творческую активность, а для этого использовать разнообразные методы мотивации и стимулирования:
1. познавательные методы мотивации (побуждать ребят к поиску, к выбору альтернативных решений, учащиеся любят выполнять задания творческого уровня);
2. эмоциональные методы мотивации (использовать учебно-познавательные игры, создание ситуации успеха, обеспечивать свободный выбор заданий учащимися, создать на занятиях яркие образные представления);
3. волевые методы мотивации (использовать познавательные затруднения, подвести ребят к самооценке и коррекции, к рефлексии своего поведения);
4. социальные методы мотивации (развивать у ребят желания быть полезным, создать ситуации взаимопомощи).

Считаю, что наиболее полно сформировать активного, самостоятельного, творческого, духовно-нравственного человека помогает использование педагогом технологии развивающего обучения.

При планировании и проведении учебных занятий по курсу ОРКСЭ советую использовать следующие принципы развивающего обучения, а также определённые формы и методы учебной деятельности:

1. Принцип самостоятельной деятельности:
• Самостоятельная постановка УЗ урока;
• Метод активного чтения Робинсона;

Метод чтения Робинсона

Интересен метод чтения учебной литературы английского педагога Ф. Робинсона. Схематически содержание этого метода можно представить в следующем виде: обзор – просмотр – вопрос – чтение – повторение – вывод. 

Обзор (просмотр) – выделение заголовков и рубрик текста с тем, чтобы получить общее представление о содержании и структуре текста. Просмотр – чтение первого и последнего абзацев текста (параграфа, главы и т.п.) с тем, чтобы получить общее представление о содержании.

Вопрос – постановка к тексту вопросов типа: Что мне известно по данной теме? Какие основные темы, вопросы или идеи вынесены в заголовок? Что мне предстоит узнать?

Чтение – чтение текста, с целью нахождение ответов на поставленные вопросы.

Повторение –  повторное чтение текста.

Резюме – вывод из данного текста.
• Технология проблемного обучения;
• Тестовый контроль;
• Метод неоконченных предложений;
• Самостоятельная работа с первоисточниками.

2. Принцип индивидуальности:
• уровневая дифференциация;
• работа на различных уровнях обучения:
а) репродуктивном (задания воспроизводящего характера, меловые рисунки, карточки-подсказки, ОС);
б) продуктивном (метод постановки целей, метод логических цепочек, метод логических схем, метод причинно-следственных связей)
в) творческом (метод классификации, метод проектов, метод систематизации, метод проведения изысканий).

3. Принцип креативности (творчества):
1. Виды творческих заданий:
• художественно-графические задания (моделирование, рисунки, диафильмы);
• письменные задания (мини-сочинения, творческие рассказы);
• устные задания (метод персонификации, драматизация, погружение в эпоху, рассказ от первого лица).
Использование данных форм, метод, приёмов педагогической деятельности позволяет  не только решать приоритетные направления современного образования, но и воспитывать у учащихся чувства патриотизма, толерантности, любви к своей Родине, к культуре и религии своего народа.

При проведении занятий по данному курсу наиболее удачным, на мой взгляд, будет выбор технологии критического мышления. Тут необходимо проявлять творчество при подготовке к учебным занятиям, а для этого использовать кроссворды, презентации к урокам, ресурсы интернета, где вы сможете найти необходимые песни, репродукции.
Безоценочная система не сковывает детей. Они много рассуждают, доказывают, не боятся ошибаться. На занятиях часто направляйте беседу, чтобы дети сами задавали вопросы, самостоятельно искали на них ответы.

Если на занятиях возникает дискуссия, значит тема занятия интересна учащимся.

Одним из приоритетных направлений деятельности учителя является работа с родителями. Убеждена, что сотрудничество семьи и школы – является необходимым для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка.

Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным.

В практике организации педагогической деятельности используются массовые, групповые, индивидуальные формы работы с родителями. Осуществляется данная деятельность по двум направлениям:

1.Психолого-педагогическое просвещение родителей, этому направлению отводится значительное место, используются такие формы работы как: индивидуальные и тематические консультации, родительские конференции, педагогические практикумы и дискуссии.

Можно использовать и  такие формы как: дни творчества детей и родителей, день открытых дверей, помощь в организации и проведении занятий, совместная творческая работа учащихся и родителей по выполнению домашних предложений.

Это осуществится через:
1.Обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких домашних предложений, как интервью, написание эссе, подготовка выступления на итоговом мероприятии.
2. Оказание родителями помощи в подборе иллюстративного материала к занятиям, материала для галереи образов.
3. При изучении тем, связанных к бытовым укладом, ученики с помощью родителей, готовят выступления с рассказом о семейных традициях: как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям – и других интересных и глубоко индивидуальных чертах семейного уклада.

Рассказы о семье, прозвучавшие в классе, стали еще одним объединяющим фактором в ученическом взаимодействии (например, интересными стали рассказы и рисунки учащихся о праздновании традиционных семейных праздников).

Убеждена, что учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», призван сыграть огромную роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, в формировании достойных граждан нашей страны. Такие занятия добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества, непонимания.

 

Учителям

 

Оркисэ_1

 

 

О курсе «Основы религиозных культур и светской этики»

Педагогические технологии как средство духовно-нравственного развития личности младшего школьника в курсе ОРКСЭ

О курсе «Основы религиозных культур и светской этики»

Скачать на компьютер….

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной образовательной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Новый Федеральный государственный стандарт общего образования ставит одной из задач «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального образования, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества» и, как результат, «формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий».

Таким образом, духовно-нравственное развитие граждан России является одной из приоритетных задач современной образовательной системы и представляет собой законодательно закрепленный социальный заказ для общего образования.

С 1 сентября  2012 г.   во всех   субъектах Российской Федерации вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики»   в соответствии с поручением Президента Российской Федерации  от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).

В течение 2010 – 2011 гг. преподавание учебного курса ОРКСЭ осуществлялось в 21 субъекте Российской Федерации в экспериментальном режиме в 4 четверти 4 класса и 1 четверти 5 класса. С 2012/13 учебного года курс ОРКСЭ становится обязательным во всех общеобразовательных учреждениях РФ.

Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»  является культурологическим и направлен на развитие у школьников  10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Курс  включает 6 модулей-учебников: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики» и  является    единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к достижениям конечных результатов, а также в системе содержательных, понятийных и ценностно-смысловых связей с другими гуманитарными предметами начальной школы.
Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать в  4 классе с начала учебного года,  на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы, в соответствии с  Приказом Министерства образования и науки №74 от 01 февраля 2012 г.
Курс рассчитан на 34 часа. По месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников.  С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся начальной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение гуманитарных предметов: истории, литературы.
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей;
  3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  4. развитие способностей школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

 

Структура комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа)

  • Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества(1час)
  • Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)
  • Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)
  • Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой,  деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержанием всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.

Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения.

Один из модулей изучается школьником с его согласия и  по выбору его родителей. Каждый ученик получает один из шести предлагаемых учебников, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса указанными выше.

Работа с семьями обучающихся – важный компонент в изучении курса ОРКСЭ. Особая роль в изучении курса отводится родителям. Именно поэтому в комплект входит «Книга для родителей». Только совместными усилиями школы и семьи можно обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие ребенка. Апробация показала, что этот метод действительно работает. Дети начали говорить с родителями о традициях, нравственных ценностях и это большое достижение данного курса. Ребёнок всегда будет внимательно и деликатно относиться к своему однокласснику, изучающему другой модуль, если его родители, другие значимые для него взрослые с уважением относятся к представителям иного мировоззрения.

Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших школьников.

Тот факт, что уча­щиеся одного класса и их родители смогут выбирать для изучения один из модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики», не означает  разделения школьников по конфессиональным и мировоззренческим основаниям. Модульное построение нового учебного курса реализует право граждан на свободный выбор и отражает особенность России как великой страны с богатыми и разнообразными духовными традициями. В каждой семье свои традиции, мировоззренческие или религиозные предпочтения.

Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.
Предусматривается, что на нескольких заключительных уроках учащиеся одного класса будут работать вместе. На этих уроках они будут представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по итогам изучения того или иного модуля.

Изучение курса завершается большим общим школьно-семейным праздником. Люди  даже при разных взглядах могут найти основы для открытого диалога и объединения.

Что будут изучать дети

Что будут изучать ваши дети?

Скачать на компьютер….

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, история мировых религий и основы светской этики. Каждый из модулей включает четыре тематических раздела:

  • Россия — наша Родина.
  • Основы религиозных культур и светской этики.
  • основы религиозных культур и светской этики.
  •  Духовные традиции многонационального народа России.

Такая конструкция даёт возможность родителям выбрать, а школьникам изучать один модуль и одновременно скрепляет разные модули общими разделами, обеспечивая педагогическое единство курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Первый раздел «Россия — наша Родина» занимает всего 1 урок. Но это важный урок, который задаёт тон всем остальным. Особенность его в том, что на нём присутствует весь класс, ведёт его классный руководитель или один из наиболее подготовленных учителей школы. Учащиеся ещё не разделяются на группы согласно избранному модулю. Они начинают изучать новый курс все вместе. Они — один класс, и у них один курс, одна школа, одна страна — Россия. Школьники узнают о единстве многонационального российского народа и о многообразии его культурных, духовных, религиозных традиций. О том, что такое мир культуры, традиция, ценности, какое значение они имеют в жизни человека, семьи, общества. Уже на первом уроке дети должны ощутить, и эта мысль будет определять всё последующее изучение курса, что при явном различии наших взглядов на мир (каждый из школьников уже выбрал определённый модуль), при том, что все люди разные, мы — народ России — едины, у нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное — единые нравственные основы, делающие нас людьми по отношению друг к другу.

Изучение второго раздела «Основы религиозных культур и светской этики» будет продолжаться до конца учебного года. На второй и последующие уроки учащиеся приходят каждый в свою группу для изучения избранного модуля.

Второй урок — вводный для каждого модуля. Его тема — «Культура и религия», «Культура и мораль» (для модуля «Основы светской этики»). Культура — важное понятие, которое содержательно объединяет все модули. Каждая духовная или мировоззренческая традиция раскрывается в содержании курса как традиция, лежащая в основе отечественной культуры.

На последующих уроках второго раздела учащиеся должны получить целостное представление о том, что есть культура православия, культура ислама, культура буддизма, культура иудаизма, других мировых религий, что такое светская этика. Школьники познакомятся с жизнью и деятельностью основателей мировых религий — Христа, Мухаммада, Будды, патриархов еврейского народа. Перед ними будут раскрыты основные нравственные понятия, составляющие основу того или иного мировоззрения: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др. Будет показан образ жизни людей, их нравственные, семейные и общественные обязанности. В единственном модуле, где не будет вестись речь о разных религиозных традициях, — «Основы светской этики» — учащиеся познакомятся с системой гуманистических ценностей, с историей возникновения морали, её значением для жизни человека.

Второй раздел, а вместе с ним и 4 класс завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.

Третий раздела «Основы религиозных культур и светской этики». Если задачей предыдущего раздела было знакомство учащихся с общими основами религий и этики, то в этом разделе содержание образования по каждому модулю будет в большей мере выстраиваться с учётом культурно-исторических особенностей нашей страны и конкретного региона, где проживает семья обучающегося. Школьники начнут изучать темы: «Как христианство пришло на Русь», «История ислама в России», «Иудаизм в России», «История религий в России», «Буддизм в России», «Нравственный поступок» и др.

Тема Родины, национальной культуры, традиций, любви к родной земле определяет направленность большинства тем третьего раздела как в историческом, так и в современном контексте.

Второй и третий разделы изучаются учащимися одного класса раздельно, согласно избранным модулям. В то же время в педагогическом плане модули не отделены друг от друга непроницаемой стеной — их содержание объединено ключевыми понятиями, базовыми ценностями: Отечество (Россия, малая родина), семья, человек, общество, традиция, нравственные ценности, жизнь и её идеалы. Эти традиционные ценности лежат в основе учебно-воспитательного процесса и объединяют школьников, изучающих разные модули, в единый по духу классный коллектив, а содержание разных модулей — в один учебный курс.

Наличие общих базовых ценностей в первом, втором и третьем разделах позволяет плавно перейти к изучению заключительного, четвёртого раздела «Духовные традиции многонационального народа России». Здесь происходит подготовка и презентация индивидуальных и коллективных творческих проектов учащихся, образовательный процесс выходит за рамки уроков и завершается большим школьно-семейным праздником, посвящённым Дню народного единства, о чём было сказано выше.

Особо следует подчеркнуть, что в четвёртом разделе учебно-воспитательный процесс переходит в активную, творчески-продуктивную фазу. В процессе подготовки и презентации проектов учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его ещё раз, уже в активной, деятельностной, творческой форме. Обучающиеся получают, таким образом, возможность ознакомиться с основным содержанием всех модулей, узнать о других духовных традициях, сравнить, проанализировать содержание сходных тем по всем модулям. Такая аналитическая, творческая учебная работа помогает каждому школьнику составить целостное представление о многообразии и единстве духовных традиций многонационального народа Российской Федерации.

Советы родителям

Практические советы, как вы можете помочь своему ребёнку в изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Скачать на компьютер….

Совет 1

Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному курсу как к дополнительному средству нравственного развития вашего ребёнка; вы и есть главный для ребёнка воспитатель.

Задача нового учебного курса — создание условий для духовно-нравственного развития школьника. Воспитание учащегося в школе будет осуществляться на уроках (средствами учебного содержания, через диалоги учителя и ученика, учеников друг с другом), в творческой деятельности (подготовка обучающимися итоговых творческих заданий), во внеучебной деятельности (проведение праздника накануне Дня народного единства). На уроках педагоги будут беседовать с ребёнком о нравственности, но если родители не проявят интереса к поднятым проблемам, не сформулируют для ребёнка родительскую нравственную позицию, то всё сказанное в школе не будет иметь для него особого значения.

Новый, нравственно-ориентированный курс открывает перед родителями, другими взрослыми дополнительные возможности для укрепления и развития отношений с ребёнком. В младшем подростковом возрасте, когда ребёнок впервые по-взрослому начинает смотреть на окружающий мир и оценивать своё место в нём, он особенно нуждается в духовной связи со взрослым, родным для него человеком.

Основной смысл доверительного общения подростков со взрослыми не в получении от них той или иной информации. Главное — найти понимание, сочувствие, помощь в том, что их волнует, что переживается ими как наиболее значимое. У младшего подростка пробуждается чувство взрослости. Он начинает видеть себя в мире взрослых. У него возникает потребность оценить этот мир, принять взрослость как ценность, осмыслить и присвоить ценности взрослой жизни. Диалоги взрослого и ребёнка об истинных ценностях взрослой жизни имеют огромное значение для подростка.

Совет 2

Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках. Хорошее средство воспитания ребёнка — диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности.

Современные родители мало говорят со своими детьми. В среднем мать разговаривает с ребёнком 11 минут в сутки, отец — ещё меньше. Родители обеспечивают семью, решают производственные и домашние проблемы, устают после работы. Всё так. Но есть ещё одна причина, затрудняющая речевое общение детей и родителей, — недостаточно общих тем, мало содержания для прямого личностного общения. Разговор между родителями и детьми занимает считанные минуты в день, но при этом они вместе проводят у телевизора по нескольку часов. Это тоже общение, но опосредованное, бессловесное.

Новый учебный курс позволяет заметно расширить содержание речевого общения родителей, других взрослых и детей благодаря своему нравственно ориентированному характеру. Взрослым вне школы сложно общаться с детьми на темы решения математических задач или правильного выполнения упражнений на уроках физкультуры. Но у каждого взрослого человека есть уникальный опыт жизни, собственная жизненная история, знание добра и зла. Нравственные уроки жизни человека, народа и человечества как раз и составляют основное содержание нового предмета.

Уделите время ребёнку. В выходные дни прочтите пройденные за неделю уроки, их всего два. Наверняка у вас будет, что добавить к их содержанию. Задайте ребёнку несколько вопросов. Пусть он говорит, высказывается, раскрывает себя в вопросах духовности и нравственности. Пусть он видит, что это важно для вас. Говорите и вы с ним о жизни, о людях, об отношениях между людьми. Говорите как можно больше.

Глубокий постоянный психологический контакт с ребёнком — универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям. Именно ощущение и переживание контакта с родителями даёт детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Для младшего подростка — это ещё и способ почувствовать себя взрослым в общении со значимым взрослым на взрослые темы, особенно если такое общение будет не назидательным, а доверительным, диалоговым. Диалог — это игра двух умных, благожелательно настроенных друг к другу людей. Играйте с вашим умным ребёнком, а не читайте ему нотаций.

Наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребёнка и взрослого. Достичь этого в повседневном семейном общении с ребёнком непросто. Обычно стихийно возникающая позиция взрослого — позиция «над» ребёнком. Взрослый обладает силой, опытом, независимостью — ребёнок физически слаб, неопытен, за висим, подвержен негативному влиянию. Но родителям необходимо постоянно стремиться к тому, чтобы ребёнок играл активную роль в процессе воспитания. Мы привыкли в своих воспитательных усилиях руководствоваться здравым смыслом, раз и навсегда найденными методами. Но времена изменились, изменилась наша жизнь, должны меняться и мы сами.

Равенство позиций в диалоге достигается в том случае, если родители стараются видеть мир в самых разных его формах глазами своих детей. Контакт с ребёнком как высшее проявление любви к нему следует строить, основываясь на постоянном, неустанном желании познавать своеобразие его индивидуальности. Попытка встать на позицию ребёнка вовсе не означает попустительства или оправдания безнравственного поведения. Но к ошибкам и заблуждениям детей следует относиться с уважением и пониманием. Переубеждать их нужно не авторитарностью, а авторитетом, не унижая их достоинства и не обращаясь к проверенным, но совершенно недейственным сегодня формулам: «Что ты можешь в этом понимать?», «Я прожил жизнь и лучше тебя знаю». Такие методы воспитания убивают в ребёнке желание сотрудничать, побуждают современных детей к бунту, перекрывают канал эмоционального взаимодействия и общения со взрослыми.

Помните, что вопросы, затрагиваемые курсом «Основы религиозной культуры и светской этики», требуют особой деликатности в процессе обсуждения. Здесь нужно действовать очень осторожно, чтобы не разрушить атмосферы взаимопонимания и открытости друг другу. Избегайте банальностей и расхожих штампов, они вызовут недоверие у ребёнка и сделают общение формальным. Наше мнение, как и наше слово, должно быть искренним, проверенным нашей собственной жизнью и подтверждённым опытом других людей.

Познакомьтесь с содержанием учебных пособий по другим модулям. Тогда вы сможете вступить в диалог с ребёнком уже не только как родитель, значимый для него взрослый, за плечами которого большой жизненный опыт, но и как носитель разных знаний, мировоззрений. Такой диалог очень продуктивен, но он требует от родителя подготовки. Не жалейте сил и времени для вашего ребёнка, учитесь вместе с ним.

Совет 3

Воспитывайте у ребёнка благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.

Деление учащихся одного класса на группы, изучающие разные модули, сопряжено с некоторыми рисками. Подростки очень восприимчивы к групповой идентичности, они легко образуют различные подростковые группы, в которых не допускают «чужих». Разработчики нового учебного курса сделали всё, чтобы исключить возможность межгрупповых конфликтов. Учителя будут воспитывать школьников в духе толерантности, доброжелательности, уважения к человеку, чьи взгляды отличаются от их собственных. Но многое зависит и от родителей, ответственных взрослых.

Не допускайте резких оценок, категоричных высказываний в адрес верующих людей, атеистов или агностиков (людей, не соотносящих себя ни с какой религией или отрицающих религии). Насторожитесь, если это делает ребёнок. За этим скрывается большая нравственная проблема. Недоброжелательное высказывание человека в чей-либо адрес всегда свидетельствует о недостатке любви, доброты, сердечности в нём самом. Человек начинает терять моральную устойчивость, склоняется к злу.

Если это происходит с вашим ребёнком, задумайтесь, поговорите с ним. Обсудите эту проблему с классным руководителем.

Совет 4

Не упускайте время, благоприятное для нравственного воспитания детей.

Между 4 и 5 классами — летние каникулы. Целесообразно использовать это время для демонстрации и осмысления первых итогов изучения нового курса. Этому могут способствовать специальные задания — родительские просьбы, направленные на активизацию полученных школьниками знаний.

Если ваш ребёнок изучал в 4 классе основы культуры определённой религии, попросите его провести для вас экскурсию в православный или буддийский храм, мечеть, синагогу. Там пусть он расскажет и покажет всё, что знает об изучаемой религиозной культуре. Заранее подготовьте вопросы, которые вы можете ему задать и на которые он может вам ответить. Отдельно подумайте над вопросами, ответы на которые вы и ребёнок сможете найти вместе.

Если ваш ребёнок изучал «Основы светской этики», посетите музей, места боевой славы, памятники. Расскажите ему о конкретном человеческом поступке. Попросите его объяснить вам те ценности, мотивы и идеалы, во имя которых этот поступок был совершён.

Совет 5

Не забывайте, что никакой учебный курс сам по себе не воспитает вашего ребёнка; главное, что он может приобрести, изучая курс «Основы религиозных культур и светской этики», — понимание того, насколько важна нравственность для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребёнке.

Зачем нужны моральные нормы? С этого вопроса начинается новый курс, им же он и завершается. Если этот вопрос, поставленный на первом уроке учителем перед всем классом, на последнем уроке ученик осознанно ставит перед собой, значит, он учился не зря. Это очень сложный вопрос. Чтобы найти на него ответ, порой не хватает целой жизни. Но если человек спрашивает о нравственности, значит, она уже имеет для него значение, присутствует в его жизни, влияет на его поведение. Ребёнок, спрашивающий о нравственности, есть личность, приобретающая нравственность.

И всё же — для чего нужны моральные нормы?

Своего ребёнка, особенно если он ещё мал, вы учите простым правилам безопасного поведения: нельзя трогать горячий утюг, выходить на улицу раздетым в холодную погоду, садиться за стол с грязными руками и т. д. Почему нельзя? Потому что такие действия приведут к ожогам, болезням, будут иметь плохие для физического здоровья последствия. Здесь всё понятно, и мы знаем, как уберечь ребёнка от поступков, которые могут причинить ему вред.

Но здоровье человека — это состояние, которое зависит не только от его тела. Есть душевное здоровье, называемое также духовным, психологическим. Есть социальное здоровье, определяемое характером отношений человека в коллективе, обществе. Слово обладает огромной силой психологического воздействия на человека. Справедливо говорят, что доброе слово способно лечить, а злое — убивать. Личность человека живёт в пространстве языка и общественных отношений. Отношения с другими людьми, которые складываются у ребёнка в школе, у взрослого в семье и трудовом коллективе, определяют состояние его социального здоровья.

О том, как сохранить физическое здоровье ребёнка, мы знаем немало. Но как сберечь и укрепить его духовное, психологическое, социальное здоровье? Какие для этого есть правила? Это правила морали, нормы нравственного поведения. Так же, как и правила сбережения физического здоровья, они накапливаются как опыт жизни и передаются от старших к младшим.

Совет 6

Создавайте в общении и взаимодействии с ребёнком воспитывающие ситуации, превращайте возникающие проблемы в нравственные уроки.

Нельзя научить человека быть нравственным, если дать ему несколько уроков и учебник в руки, если он не будет включён в решение нравственных дилемм, если он не будет совершать ценностный выбор. Воспитание может быть только деятельным. В своё время Джон Грэй говорил, что ребёнок не научится прощать, если ему прощать некого, не научится сотрудничать, если всё всегда проходит так, как хочется ему, не научится сочувствию и уважению, если он не видит, что другие испытывают боль и переживают неудачу, не разовьёт в себе отвагу и оптимизм, если ему не придётся столкнуться лицом к лицу с неприятностями.

Зрелость личности проявляется в том, что человек сознательно удерживается от плохого поступка. Не потому, что боится наказания, не потому, что хочет получить награду, а потому, что подругому поступить просто не может. Постарайтесь, чтобы ваши дети почаще задумывались о последствиях своих действий и цене своих заблуждений. Если разговор об истоках нравственности и её влиянии на человеческую жизнь закончится одновременно с окончанием изучения нового школьного предмета, если приобретённый ребёнком опыт не станет источником его дальнейшего развития, то все усилия можно считать бесполезными. Новый школьный курс — это только начало большого и трудного пути. Главную поддержку на этом пути ребёнку должны оказывать вы — самые близкие для него люди, тогда дорога не покажется сложной, тогда соблюдение нравственных норм станет естественным и радостным.

Особенности курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Особенности курса «Основы религиозных культур и светской этики» 

Скачать на компьютер….

Внедрение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебный процесс общеобразовательных школ вызывает немалый интерес в обществе. Родители, учителя, общественность осознают необходимость принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих возвращение воспитания в школу, укрепление сотрудничества государства, школы, семьи, общественных и традиционных религиозных организаций в целях духовно-нравственного развития и воспитания школьников, морального оздоровления общества. Однако, по отношению к новому курсу и его апробации в общественном мнении сложился ряд опасений. Рассмотрим их.

  1. В школу придут священнослужители.
    Если бы это произошло на самом деле, то было бы прямым нарушением Конституции России. В статье 14 Основного закона нашей страны говорится о том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
    В государственных и муниципальных общеобразовательных школах в качестве учителей могут работать лица, имеющие специальное педагогическое образование и профессионально, на постоянной основе занимающиеся обучением и воспитанием школьников. Приход в государственные и муниципальные школы священнослужителей исключён положениями Конституции России, а также существующими нормами профессионально-педагогической деятельности.
    В своём вступительном слове на встрече с лидерами религиозных организаций России 21 июля 2009 г. Президент России Д. А. Медведев подчеркнул, что преподавать знания о религии в школе будут светские педагоги.

 

  1. Учебный курс будет иметь вероучительный, миссионерский характер. 
    Миссионерство и преподавание основ религиозной культуры решают совершенно разные задачи. Но грань между религиозной и светской культурами действительно тонкая.
    Каким будет преподавание нового курса, в первую очередь зависит от того, кто будет учить. Все модули курса «Основы религиозных культур и светской этики» будут преподавать те учителя, которые уже работают в школе и которые хорошо знакомы родителям, — это учителя начальных классов, литературы, обществоведения, истории, других предметов. Сложно представить, что педагоги за две четверти, отведённые на изучение нового курса, будут стремиться обратить своих учеников в ту или иную религию. Тем не менее если это и будет иметь место в отдельных школах, родители могут обратиться к классному руководителю, руководству школы, в родительский комитет с требованием о замене учителя.
    Перед авторами учебных пособий модулей «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры» стояла задача донести общие знания об исторических и культурных основах определённой религии. Опираясь на это, учитель будет рассказывать детям о важнейших категориях религиозной культуры.
    Религиозные сюжеты лежат в основе многих выдающихся произведений мировой культуры. Ваши дети знакомятся с ними на уроках истории, литературы, на занятиях факультатива, во время экскурсий в музеи — это знакомство с религией через культуру. Ещё один пример: русское слово «спасибо» — это сокращение фразы «Спаси (тебя) Бог». Откажемся ли мы от повседневного выражения благодарности с помощью привычного нам слова? А если нет, то не обращаем ли в веру другого, говоря ему «спасибо»? Это наличие изначально религиозного смысла в повседневности, который мы даже не замечаем.
    Поэтому одна из важных педагогических задач нового учебного курса — формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. А выбор веры — это частное дело гражданина, он может происходить только за пределами государственных и муниципальных школ.

 

  1. Учеников одного класса поделят на группы, что приведёт к конфликтам между ними. 
    Тот факт, что уча­щиеся одного класса и их родители смогут выбирать для изучения один из модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики», не означает, что разделение школьников по конфессиональным, мировоззренческим основаниям неизбежно. Модульное построение нового учебного курса реализует право граждан на свободный выбор и отражает особенность России как великой страны с богатыми и разнообразными духовными традициями. В каждой семье свои традиции, мировоззренческие или религиозные предпочтения. Формальное разделение учащихся на группы не будет приводить к их размежеванию. Для такого утверждения есть основания.

    • Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер, а культура у нас одна — культура многонационального народа России.
    • Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели — воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.
    • Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса.
    • Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.
    • Предусматривается, что на нескольких последних уроках учащиеся одного класса будут работать вместе. На этих уроках они будут представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по итогам изучения того или иного модуля.
    • Изучение курса завершается большим общим школьно-семейным праздником, посвященным Дню народного единства, который мы отмечаем 4 ноября. Единство и согласие через диалог культур и есть ощутимый результат учебно-воспитательного процесса в рамках нового курса.

Нельзя забывать и об особой роли родителей. Ребёнок всегда будет внимательно и деликатно относиться к своему однокласснику, изучающему другой модуль, если его родители, другие значимые для него взрослые с уважением относятся к представителям иного мировоззрения.

  1. Апробация учебного курса — очередной эксперимент ради эксперимента, он закончится так же внезапно, как и начался. 
    Мысль об исключительной важности нравственной консолидации общества и необходимости его морального оздоровления последовательно проведена в Посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации 2007, 2008 и 2009 гг. В связи с этим были внесены изменения в Закон «Об образовании», которые определяют в качестве основных задач содержания образования интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество. В 2009 г. был принят новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в котором закреплено данное требование Закона. Апробация курса «Основы религиозных культур и светской этики» ещё один шаг на пути последовательного осуществления новой государственной образовательной политики.